oleg_kozyrev (oleg_kozyrev) wrote,
oleg_kozyrev
oleg_kozyrev

Categories:

Эко-Нидерланды. Часть 5. Контрольный выстрел: "Мы будем платить гражданам за мусор"

После того вала продуманных решений, которые я видел во время всей поездки, не думал, что могу уже чему-то удивиться. Но жестокие голландцы смогли найти способ произвести контрольный выстрел в сердце русского человека. Случилось это в ASW.

Пункт 1. Весь мусор Амстердама. Nw-Zeelandsweg, Амстердам

Все. проезжающие на поезде из Амстердама могут видеть крупнейший комплекс по рециклингу мусора. Это производство ASW. Слоган уже наводит на мысли - Мусор согревает (фотографировал из автобуса).



Это единственная государственная история из всех, что мы посетили. Работает она с муниципалитетами Амстердама. Ее работу и ценообразование контролирует совет директоров, а также независимые аудиторы.

Лица ASW.




Кстати, вот руководитель компании показывает, что в прошлом году некий мистер Илья Варламов припарковал так свой арендованный автомобиль и не смогли нормально убрать контейнеры.

Но все же ASW нельзя назвать госкомпанией, т.к. по своей форме это фонд - единственный в своем роде даже в Голландии. Именно как фонд они и функционируют. ASW отвечает на 10 000 контейнеров под землей и столько же наземных. В крупных городах бывает трудно найти место для мусоросбора, т.к. муниципалитет взвешивает, что ему лучше сделать - может быть сделать платную парковку - она приносит деньги. Так что приходится продумывать и искать решения.



Одно из таких решений - идет работа с компанией, производящей контейнеры. Они разработали технологию, которая позволяет уплотнять собираемый мусор в три раза. В результате машины могут приезжать и забирать мусор в три раза реже. За исключением органики - ее все равно будут убирать не реже двух раз в неделю.

Мусор граждане сами приносят и расфасовывают по контейнерам. Если кто-то оставит мусор снаружи - его оштрафуют на 65 евро.




Голландцы хотят довести собираемость расфасованного мусора до 65%. Не во всех муниципалитетах это так работает пока что. Есть муниципалитеты, где всего 15% разделенного мусора. Труднее всего ситуация опять же именно в больших городах.

10 машин может обслужить примерно 700 контейнеров.

Панорама всего комплекса по переработке.


Здесь важно заметить вот что. Очевидно, что не весь мусор можно переработать. Куда же уходит то, что нельзя заново запустить в круг воспроизводства? Это сжигается. Но даже точнее сказать что они становятся источником электроэнергии, т.к. во время сжигания вырабатывается тепло и все идет на обеспечение энергонезависимости Нидерландов.

Сжигание необходимо и потому, что в Нидерландах (как я писал ранее) запрещены свалки, поэтому абсолютно весь мусор страны либо запускается вновь по циклу воспроизводства либо сжигается и дает тепло в дома.

Вот эта гигантская печь.


Отдельно нужно сказать про автопарк. Вот весь модельный ряд.


Самые мощные машины пока что на дизеле, т.к. только дизель может обеспечить необходимую мощность при определенной стоимости авто. Самый мощный мусоросборщик (дизельный) стоит 400 000 евро. Если бы покупали электрический - пришлось бы платить 600 000, что слишком дорого пока. В будущем есть цель перейти на двигатели газово-электрические а потом и электрические.

Но часть автопарка уже на электричестве. Видны и небольшие машины для сбора небольших контейнеров. В самом финале - машины и скутеры, на которых передвигается персонал по улицам города для контроля и уборки.

Професс сбора максимально механизирован.



Нам показали новинку - это первая машина, которая не просто собирает мусор из контейнеров, но сама тут же моет контейнер и ставит на место.

А это предыдущая модель, самая распространенная.


Здесь же производится и биогаз, на котором передвигаются машины.



Ну и вот он тот самый контрольный выстрел. Как происходит сбор мусора? Граждане сами приносят его в контейнеры, так же контейнеры стоят возле частных компаний. Все рестораны и подобные компания обязаны заключать договора на уборку мусора.
Любопытно, что бывает, что мусор воруют другие частные компании по мусоросборке. И тогда им стараются напомнить, что так делать нельзя. Компании получают деньги за собранный мусор. В этом смысле тяжелее с пластиком, т.к. хоть его стоимость за тонну относительно велика - он слишком легкий и объемный.

Теперь про цену. Каждая семья платит 350 евро в год за переработку мусора. В Амстердаме общие затраны на сбор мусора, подметание и вообще уборку - 110 млн евро в год. ARW пытается найти способы снизить затраты и 2 2012 году снизила свои затраты на четверть (!!!). Собранный мусор производит биогаз и электричество, а также после разделения продается компаниям, занимающимся рециклингом.
Пока перерабаывается 50% мусора. Идут к 65%.

Отапливают 100 000  домов (занятная цифра для наших энергетиков, не так ли?).

И еще, пардон, про рециклинг. То. что смывает голландец в туалет - все это идет в компанию, которая производит биогаз.

Теперь - контрольный выстрел. Итак. ASW собрав, например, бумагу, получает деньги от сборщика бумаги - той компании, что отправит бумагу в свое производство. И вот сейчас думают создавать магазины, куда граждане могли бы приносить бумагу. Там бы за это получали деньги и собранное ARW уже продавала бы сборщику бумаги. т.к. в этом случае мусор более чистый и его собирать легче - то ASW экономила бы на уборке мусора и значит погла бы заработать и даже побелиться прибылью с гражданами.

В общем, Голландия идет к тому, чтобы платить жителям за мусор.

Пункт 2. Самый главный по рециклингу. Асстердам


Дик Хугендурн из DWMA, которая представляет интересы всех переработчиков мусора Нидерландов.

Итак, что удалось узнать во время финальной встречи нашей поездки. Помимо ряда цифр. часть из которых я приводил, вот некоторые интересные факты. Самый тяжелый мусо - это мусор от домохозяйств. Т.к. мусор компаний относительно однородный и его легче перерабатывать. В домохозяйствах же мусор часто смешивается и его труднее разделить.

Проблему лучшего разделения мусора решают двумя путями - изменениями технологий сбора и просвещением граждан, чтобы они шли навстречу и собирали мусор раздельно. Если граждане будут это делать - затраты на сбор будут ниже и гражданам меньше нужно будет платить налогов.

Поскольку вся индустрия переработки в Нидерландах во многом опережает соседние страны - то начали импортировать мусор из Бельгии, Германии, Италии. Это выгодно, т.к. деньги получают и за то, что забирают мусор и за то сырье, что получается после переработки + вырабатывается электроэнегрия.

5-6% электроэнергии страны - это продукт рециклинга мусора. Но голландцы признают. что тут не так все просто. Дело в том, что дает эту энергию сжигаемый мусор - т.е. тот, что нельзя запустить в воспроизводство. А его процент есть задача снизить. Таким образом получается что выработку электроэнергии внутренними силами не увеличить.
Но это получится сделать за счет роста импорта мусора. Также ресурс для увеличения получения энергии - это производство биогаза, его производство точно будет только расти.

Из 200 свалок который были раньше в Нидерландах осталось только 20 и их число будет сокращаться - это все старые свалки - ни одной новой в Голландии нет.

Любопытное о стратегических свалках. Есть одна оговорка - голландцы считают, что обязательно нужно держать в резерве одну большую площадь под потенциальную свалку на случай чрезвычайной какой-то ситуации, чтобы было куда оперативно и временно (!!!) завести мусор. Но еще раз речь идет не о свалке а именно возможном месте для свалки на случай ЧП. Т.е. голландцы даже об этом подумали.

И финальное. Зеленое движение в Нидерландах идет не столько от НКО или самих граждан, сколько от частных компаний. Они видят выгоду в переработке мусора и поэтому двигат индустрию вперед. Частный бызнес. в т.ч и крупные компании понимают свои доходы и поэтому продвигают экостандарты и экотехнологии в стране.

На этом пока что все. Будет еще несколько постов с видео, плюс итоговый пост будет тоже.

Предыдущие дни здесь:
Эко-Нидерланды. Часть 1. От веселых грибов до серьезного биогаза

Эко-Нидерланды. Часть 2. Мусородобывающая страна

Эко-Нидерланды. Часть 3. На свалках надо играть в гольф

Эко-Нидерланды. Часть 4. Разделяй и властвуй

Tags: Нидерланды, путешествия, репортаж, фото, экология
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments