oleg_kozyrev (oleg_kozyrev) wrote,
oleg_kozyrev
oleg_kozyrev

Category:

Эко-Нидерланды. Часть 3. На свалках надо играть в гольф

День начался с посещения объекта военного назначения. Разрешили снимать только в определенных местах. Мне удалось посмотреть, как умирают самолеты. Завершил же я день на свалке, где играют в гольф. Также у меня есть очень грустная новость для российских торфодобытчиков. Но - обо всем по порядку.

Пункт 1. Первый русский на запретной территории. Место указать не могу, но вроде бы рядом с Хогерхейге, Северный Брабант



Ниже - первый снимок, который мне разрешили сделать.



В Голландии утилизировать стараются всё. Это же относится и к самолетам. Мы побывали в гостях у компании, которая занимается рециклингом авиамашин.

AELS разбирает старые самолеты либо самолеты после аварий. Часть деталей, если они качественные, опять идут в авиацию. Остальное уходит на разбор по составляющим: титан, аллюминий, сталь, пластик. Вредные компоненты, которые не должны попадать в природу, убирают особо.

По закону не все детали самолета можно использовать дважды, за этим строго следят.

Компания перерабатывает от 6 до 12 самолетов в год. Перед нами - грузовой самолет.


Кабину уже выкупила компания, производящая тренажеры для летчиков. А дверь в самолет купила компания, обучающая стюардесс.

За рециклинг платит бывший владелец самолета. Перерабатываются и бесхозные самолеты тоже.


Дерк-Ян ван Хирден рассказывает, что после рециклинга общая стоимость всех деталей и материалов самолета может составлять от 250 000 евро до нескольких миллионов.

Сейчас на компанию свалился в основном авиапарк 25-летней давности.
AELS - единственная такая компания в Нидерландах.

В мире ежегодно разбирается 400 самолетов. А 2000 ежегодно пропадает неизвестно где. Владельцам не выгодно платить за стоянку в аэропорту - она стоит 400-500 евро в день. Поэтому в последнее время недобросовестные авиавладельцы из разных стран самолеты перегоняют куда-нибудь в Африку в пустыню и оставляют там. В то время как можно было бы отправить самолет на рециклинг, не говоря уж о том, что загрязняется природа Африки.



Спасибо, что дали поснимать и не застрелили как того польского парня, но о нем писать нельзя.

Пункт 2. Родина сэконд-хэнда. Тилбург

Узнаете?


А ведь это возможно ваши бывшие штаны, если вы их оставили в Нидерландах.

mr Henri Vernooy


Несколько десятков лет его семья занимается текстилем.


Надо отметить, что в Голландии рециклингу текстиля уже несколько веков, т.к. еще в 17-м веке придумали делать из старых и ненужных тканей бумагу. Я уж молчу про то, что одежда переходила от отца к сыну - а это ведь тоже форма рециклинга.



Вот она - вторая жизнь вещей. Часть из них превращается в такие вот ковры, которые вы встречали и в ИКЕА. Часть становится пледами, а часть спасает кому-то жизнь - плед в руках главы рециклинговой компании используют в медицине катастроф, спасатели.

Важная деталь - пиджак на руководителе компании - из рециклинговой одежды.

На предприятие попадает одежда из контейнеров для сбора одежды по всей стране. В контейнеры голландцы сбрасывают старую одежду, или ненужную. Одежда идет на сортировку. Если качество позволяет - одежда передается дилерам секонд-хэндов из разных стран. Одежда подороже идет в одни страны, одежда подешевле - в другие. Понятно, что дешевая одежда больше пользуется спросом в странах Африки, в Пакистане и Афганистане.

Любопытно, что на сортировке работают люди, которым трудно получить работу - бывшие наркоманы или алгоколики. И предприятие осознанно берет их труд, видя в этом свою социальную миссию. Нам попросили уважать приватную жизнь работников и попросили делать только фото общего плана.


Среди текстиля попадаются и игрушки.


Одежду после сортировки упаковывают и маркируют в тюках.



Обувь тоже.



Если одежда не может быть использована никак - ее режут в шредере, но не достаточно большие куски. чтобы можно было видеть цвет материала. Разреханное как раз потом разбирают по цвету и пускают на переработку.

Помимо тканей получают из такой переработки и разного рода материалы, которые используют в разных областях, например как ковровые покрытия, обивка и элементы декора.

Стою посреди высоченных колонн одежды и думаю о рециклинговом будущем России.


Пункт 3. Грустная новость для российских торфодобытчиков. Беркел-энсот, Северный Брабант



Van Helvoit Groenprojecten - удивительная компания. Занимается решениями в области озеленения, ландшафта. проектирования зданий.

Вот одно из зданий, которое они проектировали и сделали.

Бюджет был небольшой и им пришлось два года продумывать, как снизить затраты, уложиться в смету, но выполнить дом по высочайшим экостандартам.

Ruud Kempen рассказал о части новых решений.

Стена из стекла - возможность серьезно экономить на освещении. А вода помимо дизайна и внешнего вида выполняет важную функцию зимой, когда солнце низко - она отражает свет и подает его вглубь офиса, чтобы было светло и зимой.


В здании естественное кондиционирование за счет архитектурных решений.

Любопытно они сделали и крышу. Обычно солнечные батареи стелят на крышу. Однако это нэкономное использование материалов. Поэтому в этом здании солнечные панели были такими, которые сами по себе уже являлись крышей.


А вот еще крутая деталь. Другая часть крыши -зеленая.



И вот в чем там ноу-хау. Обычно для того, чтобы была зеленая крыша - нужно минимум 75 см почвы - иначе просто не будет бактерий, которые бы воспроизводили питательные для растений вещества. И компании пришлось придумать и найти такой состав почвы, чтобы крыша реально могла выдержать. В результате слой почвы чуть больше сантиметра.

Забавный момент - трава так пошла хорошо расти, что пришлось придумывать способы ее косить. Ими же был даже создан специальный робот для того, чтобы косить траву на крышах.

Пришло время грустной новости для российских торфопроизводителей.


Голландцы озеленяют и города. Но в городах агрессивная среда, много машин - и почва должна быть особая. Я не буду приводить всю цепочку поисков и научных изысканий, но скажу что в итоге почву нашли.



Они стали размалывать стекло - т.е. используют старое стекло и фарфор для первого компонента почвы. Эту почву можно трогать - она размолота так, что не режет и безопасна абсолютно. Нужен был второй элемент - для структурирования почвы. Раньше для этого использовали торф, в т.ч. и из России.

Но привозить торф издалека - нерационально, т.к. дорого. Голландцы поискали в мусоре и нашли - стали использовать скорлупу от кокосовых орехов - кокосовые волокна, которые прекрасно заменили торф.
А третий компонент - удобрение - компост - тоже нашелся в отходах - в отходах производителей клубники. После выращивания клубники оставался старый компост, который уже не годился для клубники и его просто выбрасывали. Теперь он используется.

И вот теперь по всем городам страны можно спокойно высаживать деревья, которые точно приживутся.

Пункт 4. Робот против поляков. Кто победит? Брабант

Пришло время посетить ребят, которые крушат камни. Baetsen Recycling - компания, перерабатывающая около 200 тонн отходов в год - пластик, дерево и камни. В компании используются машины Зен-роботикс - те самые настоящие роботы.

Мы попали в довольно суровое место. Вокруг снуют машины и бульдозеры.



Сырье тут же отправляется на конвейер.

Пыль, шум - все сурово и по-настоящему.


Конфейер разделяет некоторые элементы и отправляет их в контейнеры.


В процессе пока что заняты и люди которые тожже работают на конвейере, разделяя мусор по типу.


Горы под открытым небом довольно быстро перерабатываются и отправляются на сортировку.






Это поляки. Скоро их заменят роботы, т.к. один робот заменяет четыре поляка.


Вот оно - чудо инженерной мысли.

Обязательно потом выложу и видео, как тут все работает.

Без людей пока что нельзя. например прямо при нас рабочим пришлось резко разбирать эту кучу, попавшую на транспортер.


Эта гора не должны была дойти до сканера - после него лента подходит к роботам, разбирающим мусор.


А вот что на выхоже - качественное сырье, разделенное на фракции, которое можно использовать в производстве разного рода материалов. Сырье уже и продают в производящие компании.

День был трудным, но нас повезли на пятый пункт. На свалку. На такую свалку, где мы приятно отдохнули.

Пункт 5. Свалка моей мечты. Нейнен, Северный Брабант



Вы конечно узнали левобережную свалку в Химках типичную голландскую свалку.

Да, это гольф-поле она и есть. Энное время назад Евросоюз принял решение отказаться от свалках. И во многих странах Европы теперь свалок нет или скоро не будет. В Нидерландах свалок нет совсем.

И даже не потому, что они загрязняют природу и занимают место. Т.е поэтому тоже, но... Но главное - мусор это сырье, которое можно еще раз запустить в производственный цикл.

Итак, следующий наш герой - Gulbergen.


Холм и вообще вся местность позади станции - 10 миллионов тонн отходов. Т.е. это бывшая свалка. Но теперь все, что там находится - производит биогаз.

Рециклинговая компания из газа свалки делает газ, пригодный для использования в домах. Также производится электроэнергия. Газ и электроэнергия свалки обслуживает все близлежащие поселения и город. Т.е. эта свалка сделала всех ближайших жителей энергонезависимыми.

Для самой компании не все идеально, т.к. вначале они были монополистами и им доставались все отходы, а значит и весь биогаз был их. Теперь в Нидерландах за мусор конкуренция и компании достается только часть общего объема.

Bert van Beers мало того, что убил меня всей этой историей, так еще сделал контрольный выстрел. Он сообщил, что они понимают, что будущим поколениям все же придется иметь дело с этой свалкой - когда она выработает свой ресурс биогаза. И вот чтобы не перекладывать все проблемы на плечи потомков голландцев - компания уже сейчас отложила всю ту сумму, которая понадобится для переработки этой свалки.
Невероятно. Вы можете себе представить российского энергетика, думающего так же?

Голландцы не были бы голландцами, если бы ограничились только производством из свалки энергии и газа. Месту-то зачем пропадать? И вот сверху свалки появилось... гольф-поле.



Я впервые в своей жизни сел за руль гольф-мобиля. Вроде справился.


Вот она - свалка по-голландски.


Впервые в жизни захотел, чтобы у меня вид из окна был на свалку. На такую свалку.

На всякий случай добавлю, что конечно же никаких запахов - ничего такого нет. Чистейший парковый воздух.


Это третий день поездки. Чувствую себя папуасом, которому показывают космические корабли. Причем понимаю, что мы можем ведь все это и сами у себя в России делать, но почему-то предпочитаем уничтожать свою страну, природу, будущее и самих себя и своих детей.

Но неужели не приятно было бы ТАК обходиться с мусором? Неужели не хотелось бы зарабатывать на том, что не просто уходит в песок, но загрязняет нашу жизнь?

Надо что-то с этим делать со всем, друзья, надо что-то делать.


см. также:
Эко-Нидерланды. Часть 1. От веселых грибов до серьезного биогаза

Эко-Нидерланды. Часть 2. Мусородобывающая страна

Tags: Нидерланды, политика, путешествия, репортаж, фото, экология
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments