oleg_kozyrev (oleg_kozyrev) wrote,
oleg_kozyrev
oleg_kozyrev

Category:

Эко-Нидерланды. Часть 1. От веселых грибов до серьезного биогаза

Никогда, даже в самых смелых экофантазиях я не мог себе представить, что знакомство с какой-либо на свете страной возможно с мусора. Но именно так, довольно смело, королевство Нидерланды пригласило на себя посмотреть.

Пункт 1. Веселые грибы. Варменхуизен, Северная Голландия.
Начнем с простого обычного небольшого частного фермерского бизнеса. В нем занято всего четыре человека. Ряботящего фермера зовут Марк ван Ланген.


Человек мира. Отработал в свое время в Африке, обучая местных переработке отходов при выращивании кофейных деревьев.


Вернувшись домой, увидел, как сотни кофеен выбрасывают остатки кофе почем зря. Кофемашина смолола кофе, приготовила, и что с кофе делают в России? Правильно - выбрасывают.
Голландец подумал, что это нерационально. И он решил использовать остатки от перемолки кофе для... выращивания грибов. Причем не просто грибов, а грибов для ресторанов.
Схема переботки выглядит так.


Милая фермерская собачка - специально для тех, кто любит живность в моем блоге. Я не знаю, какое место она занимает в переработке, но смотрела она на меня, облизываясь.


Как же выращивают грибы?
Нас внутрь не пустили, ибо температурный режим и строгое соблюдение технологий, но дали заглянуть за прозрачные занавески.

Рука фермера показывает нам первое помещение.

Рука фермера показывает второе помещение. Вот в таких мешочках растут грибочки.



Рука фермера провела нас к третьему помещению.


Эти грибы можно есть сырыми. Да, я один съел. Не в том смысле, что я один ел, а другие не ели. Другие ели и я ел.


Какая вкуснятина!


Любопытно, что работая с отходами и само грибное производство старается не оставлять отходов. Их продукция используется для увеличения плодородия почвы в два-три раза.

Ну и важный факт - жена фермера работает с детьми со СПИДом. Всего четыре человека работает на производстве. Вот так.
Сайт хорошего фермера:
http://terrabites.nl/


Пункт 2. Реинкарнация велосипедов. Хуфдорп, Северная Голландия

Что это я все о хорошем да о хорошем. Скажу-ка кое-что о недостатках. Отдельным недостатком Нидерландов является тот факт, что некоторые подвыпившие граждане не рискуют садиться после вечеринки за руль своего авто (что хорошо), но берут после ресторана быстренько чужой велосипед (ай-ай-ай!) и едут на нем до дома. А чтобы полиция не словила - бросают велосипед в канал. Да, есть такой в Голландии отдельный недостаток. И специальные катера ходят по каналам и вылавливают там такие вот велосипеды.
Помимо хулиганов есть и просто тот факт, что велосипедов очень много и куда ж их девать? Важное отступление - мода на велосипеды в Нидерландах вовсе не со времен экологов, хотя экологи и помогли конечно. Но велосипеды стали основным транспортом во время и после войны (так что куда лучше экологов помогли милитаристы), когда было трудно с топливом. Велосипед был основным и удобным транспортом, кроме того на нем можно было чуть безопаснее передвигаться по военным дорогам.

Итак, страна массы велосипедов, что же с ними делать?

Отправляемся в другое место.



О нет, придется идти дальше. Это всего лишь столовая для персонала, хотя там и вкусно пахло, но пришлось идти дальше.

Марк грот Вассинг - он дает велосипедам вторую жизнь. Нет-нет, он не делает им искусственное дыхание, но близко к тому.


Его компания - Roetz - придумала собирать старые велосипеды и делать из них новые. Именно не б/у, а давать им новую жизнь.



Основа - стальные рамы. Не аллюминий какой-нибудь или не пластик унылый, а настоящая сталь. И вот какие красавцы из нее получаются.



А теперь время падать в обморок. В Нидерландах велосипеды стоят 500 евро в среднем. Переработанный велосипед продают в среднем по 800 евро. Ибо а) ручная работа, б) велосипед делают таким, что он служит десятки лет. Например на продемонстрированном нам велосипеде - особое деревянное крыло.

И еще важная деталь - это меня просто поразило - на производстве работают инвалиды, в т.ч. и с особенностями психики. Равно здесь работают и бывшие наркоманы и алкоголики. т.е. производство одновременно выполняет и социальную функцию.


Работников предоставляет государственная служба - она их рекомендует. Но работают по-настоящему. Компания искренне видит в этом свою миссию и социальную ответственность. При этом описанная ситуация не благотворительность, а чистый бизнес - выгодно в этой схеме всем.

На каждый велосипед вешают бирочку, чтобы покупатель знал, кто конкретно, какие люди изготовили его велосипед.


Я тайком хотел прикрепить свое лицо на пару бирок, но не стал все же отдирать фото с загранпаспорта.

Турецкий коллега тестирует голландский транспорт.


Ниже - немного технокадров с производства.




Все - ручная сборка, так как рамы, как видите, могут быть разными.






Компания делает ящики, которые крепятся на велосипеды. так вот - сами ящики делают экс-наркоманы, а ящики делаются только из сертифицированной древисины - т.е. из точно больных и т.п. деревьев.


Важный момент. Стальная рама в случае ее переработки через лом - несет 50% от всего вреда, наносимого окружающей среде при переработке велосипеда. Получается просто сам факт использования стальных рам таким образом как мы увидели - сам этот факт на 50% улучшает экоситуацию от утилизации старых велосипедов.
При этом компания старается использовать по-максимуму материал. Например, кольца из велосипедов используют как кольца для сумочек.
Компания производит 20-50 велосипедов в неделю.

Пожелаю им удачи. Сайт велооживляторов:
http://roetz-bikes.com/nl

Пункт 3. Как разделаться с автомобилем. Амстердам

И вот - после двух встреч с малым бизнесом - встреча с акулами рециклинга (я не уверен, что есть более точное слово для этого термина, т.к. на мой взгляд рециклинг - довольно правильно передает значение процесса). Мы в офисе ARN.


Итак, здесь собрались эксперты в области рециклинга транспорта. По сути ARN сегодня это центр знаний, который работает с правительством, компаниями и старается распространить свой опыт на всю индустрию.

Чем они заняты? Через них проходит четверть миллиона автомобилей в год - это 84% всех машин. отправляемых на переработку. Из автохлама ARN делает сырье, которое можно использовать вновь для производства новых товаров.

Схема неплохо показывает смену возможностей за последние годы.


А вот, не хватайтесь за сердце, схема среднего возраста машин, отправляемых на переработку.


Что такое наблюдаемый всплеск? Это период, когда стоимость ремонта машины начинает быть дороже или сравнимой с покупкой нового авто. Поэтому такой всплеск машин этого периода.

Как и в историях выше - все это не благотворительность. Просто бизнес. Владельцы не платят за утилизацию, она им обходится бесплатно. А вот организации, что собирают автохлам, получают деньги, когда доставляют авто в ARN. Очень многое в Голландии держится на законодательстве. Граждане платят за авто налог, который включает плату за будущую утилизацию. При этом даже если вы не пользуетесь автомобилем, но он у вас числится - вы обязаны платить этот налог.

400 компаний в Нидерландах занимаются переработкой авто, причем 250 из них занимаются разбором только отдельных частей автомобилей.

По закону (привет АвтоВазу) машины должны быть перерабатываемы на 95%. таким образом производителей побуждают заранее закладывать в разработку авто и то, как его будут позже разбирать. Кстати, производители обязаны передавать государству схемы разборки авто, и эти схемы потом государство передает частным компаниям, занимающимся разбором.

Т.к. за сдачу автомобилей дают деньги - появился бизнес - перевозить полупогибающие авто из разных стран и сдавать в Голландии - так делают например и из России.

Вот как красивенько мог бы выглядеть, мой дорогой читатель, твой автомобиль

Сайт разборщиков авто тут:
http://arn.nl/

Пункт 4. "Журналисты пришли! Пускай биогаз!". Rijsenhout, Северная Голландия

Финальная точка первого дня - Meerlanden.

Зеленый человечек на входе (привет Марату Гельману).

Компания занимается сбором и переработкой мусора. В принципе ровно им и привозят тот самый мусор, что собирается по разным отдельным контейнерам по стране.


На фото презентации выше - эволюция сбора мусора. Вначале это было тольк стекло. Относительно недавно стали собирать органику и вообще почти только что - пластик.

Компания начинала с домашнего мусора. Сейчас помимо сбора мусора занимаются созданием общественных мест, озеленением, инфраструктурными проектами.
Отдельное направление - превращение отходов в органику. Среди клиентов и частные и государственные.

Удивительно, но и здесь работают люди с особенностями развития. Их около 100 человек. Т.е. помимо экобизнеса это еще и социально-ответственная история. И опять же и речь не идет о благотворительности, это бизнес, который просто взаимовыгоден разным сторонам.

Органика в домашнем мусора занимает огромную долю.

И органике было найдено гениальное применение - из нее производят биогаз!



Как понятно из схемы, не только газ - продукт, продукт и компост (удобрения), да и собственно тепло и даже углекислый газ, который идет в теплицы.

По сути - используется практически все.

Выйдем на улицу и посмотрим, как это работает. Вот грузовик приезжает - взвешивается.


Каждый тип мусора - в своем контейнере.








Компания работает со многими муниципалитетами, но не со всеми.

Амстердам в "серой" зоне потому, что в большом городе организовать хороший сбор мусора пока получается трудно, но скорее всего в ближайшее время и Амстердам присоединится к таким стандартам переработки мусора.

Дальше пред нами предстали горы мусора, в т.ч. и тлеющего.

Его при нас собирали и запускали в производство.







И помимо компоста и прочих полезностей - вот он - биогаз. Бери и едь на нем куда хочешь.


Автомобили компании заправляются здесь же биогазом.




Признаюсь, вспомнив громадье планов нашего родного Газпрома, я подумал, что газпромовцам есть смысл посмотреть внимательнее на такие вот решения европейцев. Эти инновационные решения куда интереснее банальной трубы. и, мне сдается, куда перспективнее.

Вот сайт этих биогазомонстров:
http://www.meerlanden.nl/

Признаюсь, первый день был впечатляющим. Интересно, что есть так много разных решений у одного вопроса переработки. И в общем я был подготовлен, когда на второй день услышал мысль - "в Голландии больше нет мусора, у нас есть сырье".

Но об этом я расскажу отдельно.

Tags: Нидерланды, политика, путешествия, репортаж, фото, экология
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments