oleg_kozyrev (oleg_kozyrev) wrote,
oleg_kozyrev
oleg_kozyrev

пост-ответ про Исаакиевский собор

Устал отвечать в комментах на повторяющиеся вопросы, так что вот вам сразу всем пост-ответ про Исаакиевский собор
«но сегодняшняя РПЦ не прекрасна, ежели бы она была прекрасна и замечательна, вот тогда можно было бы вернуть Исаакиевский собор»
ответ: личность собственника вообще не имеет отношения к вопросу. Право собственности незыблемо. Воровать нельзя. Вы можете быть плохим человеком — но неправильно вытаскивать у вас вашу ценность из кармана. Порошенко вам может не нравиться, но неправильно оккупировать часть Украины. Ювелир вам может не нравиться, но нельзя бить витрину его магазина. Красть нельзя. Как бы давно кража ни была совершена.

«но Исаакиевский собор и не принадлежал церкви»
ответ: я рад, что вы читаете Варламова, но надеюсь вы историю не по Варламову учили. Конечно же сто лет назад не было НКО, ООО, ЗАО и прочих придуманных в последние годы форм собственности. Все практически в нашей стране принадлежало царю. И верующий царь на средства верующих людей построил религиозное сооружение для верующих. Не галерею, не больницу, не музей, а собор. Царь был частью церкви (и важной ее частью, т.к. считался Помазанником). Так что до большевиков Исаакиевский собор конечно же был частью православной церкви. Не старообрядческой, не обновленческой, а православной — той самой, которая сегодня называется Русская Православная Церковь.

«но ведь там музей!»
ответ: спасибо, что не антирелигиозный музей, как было вначале. Да, к сожалению в СССР в культовых зданиях много чего делали. Я сам работал на мультстудии, которой дали помещение церкви. Но потом все же вернули.
Это действительно проблема, причем такая, где хороших решений почти нет. Лучше по максимуму убрать все музеи из таких зданий, дать им другие помещения. А те музеи, которые органично и сутью своей привязаны уже к этому культовому зданию — для тех найти форму их работы, которая позволила бы и музею сохраниться и уважать право чужой собственности.
Но все же исходить надо именно из понимания того, что здание вообще-то было занято много лет назад и что нужно уважать права собственника.

«церковь плохо управляет имуществом»
ответ: государство тоже плохо управляет имуществом. Особенно чиновники времен Путина этим не славятся. Застраиваются заповедные территории, сносятся исторические здания, вместо реставрации идет уничтожение знаковых скульптур.
В долгосрочной перспективе собственник в любом случае лучше управляет имуществом, чем государство. Даже если собственник — общественная организация.
Но на практике да, я бы внес законы подобно японским или английским. В Англии собственник, владеющим историческим зданием, обязан содержать здание в определенном порядке, с серьезными ограничениями даже на мелкий ремонт и переделки. В Японии есть закон об охране культурного наследия и там охраняются не только предметы, но даже производства, технологии. Мастер охраняемой технологии фарфора, например, не имеет права нарушить технологию, даже если бы захотел. Подобные законы имеет смысл ввести и в России.
Но опять же это не отменяет обязанности возвращать украденное.

«а если вот совсем церковь не будет управлять правильно собором и он развалится?»
ответ: да, если бы был принят закон о котором я написал выше, государство имело бы право вмешиваться и ограничивать возможности собственника. Но не изымать имущество полностью, а ограничивать в правах пользования.

«но сама церковь застраивает наши парки и скверы?»
ответ: да, ваше право на собственность и на общественные пространства должно быть защищено так же, как я сейчас отстаиваю право церкви на Исаакиевский. Как вы не должны красть у церкви так и церковь не должна красть у вас. Как я и говорил — право собственности должно быть, наконец, защищено в нашей несчастной стране, где оно так долго попиралось.

ПРИМЕЧАНИЕ
Я бы вообще вернул древнее правило запрета входа на территорию монастырей, университетов и еще определенного круга сооружений без разрешения. Пусть в храмах вновь могут просить убежища преступники, а полиция даже если очень захочет без решения студентов и преподавателей не имела бы права носа сунуть на территорию ВУЗа. Ну а фермер маленький мог бы спокойно говорить «нет» любым застройщикам даже самых нужных на свете трасс и трасса бы как миленькая огибала бы за тридевять земель домик этого фермера. Почему нет?
Я понимаю, вы любите Исаакиевский собор. Я тоже его люблю. Если бы что-то украденное было у меня много лет я бы тоже к этому привязался. Но верните уже все украденное всем, у кого украли.

Originally published at Олег Козырев / блог. You can comment here or there.

Tags: Петербург, блог, культура, религия
Subscribe
Buy for 500 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments